ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО МЕНТАЛИТЕТА

http://parad.uz.ua/zhurnal/diamantova-richnicya-60-rokiv-spilnogo-zhittya/ .

Слово «жертва» имеет в России глубокий подсознательный положительный смысл. В нашем обществе, как ни в одном другом, принято жертвовать собой ради общего дела, коллектива, близких людей и т. д.
В западных странах приоритет отдается личности со всеми ее правами и вытекающими отсюда последствиями. В России же на протяжении всей ее истории и практически во всех сферах бытия прослеживаются склонность к общинности и примат коллективной психологии. Привычка ставить себя и свои интересы после интересов общества складывалась веками. Такое распределение приоритетов было общепринятым и считалось правильным. Отсюда и проистекает культ жертвенности во имя коллектива, принесение себя в жертву ради других как нечто само собой разумеющееся.

rosiyskiy_mentalitet
В качестве подтверждения этому можно привести целый ряд примеров. Вспомним для начала раскольничьи скиты, в которых люди сжигали себя целыми семьями во имя торжества веры.
Именно в России могла победить социалистическая революция, ведь все ее лозунги обращались к многолетней подсознательной привычке народа – жертвовать собой ради идеи, овладевшей коллективом.
И не случайно именно россияне выиграли Великую Отечественную войну – можно ли укротить народ, каждый представитель которого готов принести себя в жертву во имя Великой победы. Подвиги Гастелло, Матросова, Космодемьянской – явления не единичные, это проявление характера целого народа.
Феномен Сталина – экстремальное проявление паразитирования на глубинных установках русских людей. Если верен лозунг «Сталин – вождь народа», значит, каждый отдельно взятый человек – ничто. Отсюда – он может и должен пожертвовать собой ради Сталина. А если так, то и другие могут этим человеком пожертвовать: как результат – многомиллионный ГУЛАГ.
Психологией жертвенности мы пропитаны насквозь, и происходило это на протяжении многих и многих поколений. Приведем здесь искреннее высказывание А. Платонова: «Отчаяние, мука и смерть – вот истинные причины человеческой героической деятельности и мощные моторы истории. Мы должны мучиться, миллионами умирать, падать неистощимой любовью…»

А как сегодня у нас в России? Вот что пишут об этом в журнале «Родина». «Жива ли мифологема самопожертвования сейчас, когда сделан значительный шаг по направлению к более цивилизованному, а значит, и более рациональному обществу? Судите сами: последний раз массовая решимость пожертвовать собой была продемонстрирована в августе 1991 года, когда десятки тысяч москвичей и гостей столицы прикрыли собой российский Белый дом в ожидании нападения. Их сила была в безоружности, т. е. в неприкрытой готовности к жертве.
Наиважнейший вывод из всего вышесказанного следующий. Нам, россиянам, чрезвычайно сложно в своем подсознании разделить два совершенно разных понятия: жертва (тот, кому нанесли урон) и жертвенность (осознанное жертвование своими интересами во имя благополучия своего народа).

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.