ВЕРБАЛЬНОЕ КОДИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ РОДИТЕЛЯМИ

.

В обыденной жизни наша с вами речь чрезвычайно любопытна в плане анализа. Если наши домашние, «кухонные», высказывания и разговоры тайно записать и дать нам прослушать, то мы увидим себя в новом свете.
Приведем в пример широко распространенное ныне словосочетание-паразит – как бы. При взгляде со стороны его использование в обыденной жизни делает наши высказывания абсолютно абсурдными, но мы на полном серьезе продолжаем его употреблять. Ну, например, из разговора родителей: «Ты меня любишь, Ваня?» – «Конечно, как бы люблю!» Нелепость высказывания при этом не замечают оба партнера.

verbalnoye_kodirovaniye
Но вот перед нами дитя, которое за каждым нашим словом видит истину, воспринимая ее искренне и навсегда. Необходимо тщательно следить за каждым своим словом, чтобы избежать нежелательного повторения его ребенком и глубокого запоминания им искаженного смысла сказанного.
Пусть человек, который склонен использовать фразы вроде «До слез обидно», не удивляется, если его маленький сынишка плачет по самому ничтожному поводу. Мама, которая часто говорит своему мужу и ребенку: «От вас заболеть можно», может запустить механизм передачи смысла сказанного ребенку, который подсознательно «записывает» это в своем всегда активном подсознании, что в конце концов приведет к реальной болезни.
Ребенок, которого называют идиотом, практически обречен на то, чтобы проявлять соответствующие качества либо сразу же, либо в будущем. В самом деле, поскольку родительские слова отражаются в его подсознании, он будет вынужден делать вещи, которые он сам или другие сочтут идиотическими, либо он может потерпеть в чем-то неудачу в тот момент, когда он менее всего этого ожидает.
К этой же категории относятся высказывания типа «Ты такой же упрямый, как твой отец», или «Ты такая же неряха, как твоя мать», или «Ты – позор для нашей семьи». Послушный ребенок будет следовать этим определениям, тогда как бунтарь будет сознательно их отвергать, и все же рано или поздно это предсказание станет правдой.
Обратите внимание на содержание и построение ваших повседневных, привычных фраз. Приведем в качестве примера два типа высказываний.
Ты -высказывание – способ сообщения другому информации о нем, создающий впечатление вашей правоты и неправоты другого. Обобщения, обвинения, воздействие на самооценку – ответная агрессия.
Я -высказывание – способ сообщения другому о собственных нуждах, чувствах или оценках. Прямое воздействие на самооценку отсутствует. В таком высказывании не содержится осуждения или давления. Оно всегда начинается с нейтрального описания неудовлетворительной для вас ситуации. Затем дается ссылка на свои реакции и вежливое описание того, чего бы вы желали.
Эта модель выглядит следующим образом:
«Когда ты…»
– описание поведения другого человека, лишенное обвинительных мотивов. «Я чувствую…» – выражение ваших ощущений или эмоций в связи с поведением другого.
«Потому что…» – объяснение того, почему это поведение составляет для вас проблему или как оно действует на вас.
Желательно некоторое время, завершая каждый свой день, в качестве тренировки произносить или прописывать несколько фраз, которые начинаются со слов: «Я чувствую…», «Я хочу…», «Я люблю…», «Я собираюсь…». Старайтесь заменить отрицательные высказывания в отношении действий ребенка на положительные. Например, вместо: «Ты никогда не можешь быстро одеться» говорите: «Мне нравится, когда ты быстро одеваешься».

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.